Зарождение Абстрактного искусства

Курс лекций по технике живописи

Состояние, в котором находится в это время искусство, можно назвать перманентной эстетической революцией; главные события происходят во Франции. Универсальная международная выставка 1900 в Париже, на авеню Николая II, была первой официальной экспозицией, включавшей работы еще «скандальных» в это время художников: Э.Мане, К.Моне, О.Ренуара и других импрессионистов, а также П.Гогена и П.Сезанна. В 1904 новейшая французская живопись, показанная в Германии, произвела ошеломляющее впечатление на немецких художников и послужила толчком к созданию молодежного Союза, в который вошли будущие знаменитые экспрессионисты: Э.Л.Кирхнер, К.Шмидт-Роттлюф и др. [an error occurred while processing this directive]

Зарождение Абстрактного искусства.

С 1905 по 1910 в западноевропейском искусстве происходит последовательная «деконструкция» классической изобразительной системы, радикальная смена эстетических установок. После того как импрессионизм – впервые в истории искусства – внес в живопись структурные (нестилистические) изменения, французские фовисты и немецкие экспрессионисты меняют отношение к цвету, рисунку, которые окончательно выходят из подчинения натуре. Затем кубизм освобождает живопись от нарративности повествовательного сюжета.

Абстракция вопреки бытующим представлениям не является стилистической категорией. Эта специфическая форма изобразительного творчества распадается на несколько направлений. Геометрическая абстракция, лирическая абстракция, жестикуляционная абстракция, аналитическая абстракция и более частные течения, такие, как супрематизм, аранформель, нюажизм и т.д.

Стили абстрактного искусства складываются из тех же стилеобразующих элементов, что и стили фигуративного. Об это свидетельствует, в частности, тот факт, что монохромная живопись – холст, закрашенный одним тоном, – находится в таком же нейтральном отношении к стилю, как абсолютно натуралистическое фигуративное изображение.

«Изобретателем» абстракции обычно называют Кандинского, имея в виду его акварели 1910–1912 и его теоретические работы, которые объективно свидетельствуют о самодостаточности искусства, указывают на его способность своими собственными средствами создавать некую новую реальность. И в практике, и в теории Кандинский был наиболее решительным и последовательным из тех, кто в это время подошел к черте, отделяющей фигуративность от абстракции.

В.Кандинский создал собственный тип абстрактной живописи, освобождая от всяких признаков предметности пятна импрессионистов и “диких”. Пит Мондриан пришел к своей беспредметности через геометрическую стилизацию природы, начатую Сезанном и кубистами. Третий основоположник – Казимир Малевич – соединяет в своем “супрематизме” оба пути.

Василий Васильевич Кандинский (1866-1944) (АБСТРАКТНЫЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ)

 – один из крупнейших художников XX века, считается основателем беспредметного искусства (что неоднозначно), но первым теоретически обосновал принципы абстракционизма («О духовном в искусстве», 1911), эта теория оказала значительное влияние на дальнейший ход развития искусства.

В первой половине 1900-х годов, когда формируется манера Кандинского, он работает в двух направлениях:

1) непосредственная работа с натурой; широкая живописная манера, усвоенная им от Ашбе.

2) работа с историческими, сказочными, мифологическими образами (параллельно и под влиянием «Мира искусств»). В Мюнхене встречается с А. Явленским, М. Веревкиной и Ф. Марком, вместе с которыми он формирует основу стиля будущего объединения «Синий всадник (образован в 1911). В этих работах прослеживаются тенденции модерна и в сильной мере символистского подхода к искусству. Уже видно тяготение красочного мазка к самостоятельному цветовому пятну. («Синий всадник» ,1903; «Воскресение», 1904; «Пестрая жизнь», 1907).

С 1908 года Кандинский живет и работает в Мурнау, где синтезирует все тенденции раннего творчества и приходит к собственной живописной системе. «Он открыл для себя непрерывность ритмического движения, интенсивность красочного звучания, построенную не на локальном пятне, а на соотношении цветовых качеств, активность самовыражения, основанную не только на романтическом порыве, но и на вчувствовании в предмет» (Д. Сарабьянов). Здесь происходит окончательный переход от модерна к экспрессионизму и закладывается основа беспредметного искусства (роль композиции, колорита и т.д. в чистом виде).


Живопись по твердой штукатурке