Интерьеры театров и ВУЗов

Выделяется выстроенный уже в конце 30-х годов Центральный Дом архитектора в Москве. Чистота форм и архитектурный такт, яркая образность и чувство современности свидетельствуют о мастерстве авторов. (Авторы проекта: архитекторы А. Буров — фасад; А. Власов — планы и интерьеры; Мержанов — интерьер ресторана.) Так, направив движение через входную арку по лестнице и одновременно остановив его, использовав вестибюль как переход из внешнего пространства улицы во внутреннее пространство фойе как своеобразную паузу, автор применяет принцип архитектурного контраста, усиливая эффект восприятия. Плоский, выразительный, тонкий по рисунку рельеф заменяет традиционные архитектурные детали ордера. Экономно  в решающих местах использована пластика столбов, стен, потолка. Пластическая разработка поверхности здесь абсолютно необходима. Она поддерживает художественный замысел нарастания торжественности. Используя классические принципы построения пространства, Власов полностью исключил канонические архитектурные детали. Не менее значительны плоские рельефные изображения Московского Кремля, Афинского Акрополя и плана Москвы на гладких белых стенах зала. Подчеркивая силу стены, нарушая в какой-то степени ее непроницаемость условной пространственностью изображений, участвуя в решении масштабности и, наконец, раскрывая глубокий смысл преемственности архитектуры, рельеф в высшей степени символичен и одновременно тактично использован. Интерьеры ЦДА Цвет не существует в интерьере самостоятельно. Он органически связан с материалом, выявляет его и как бы принадлежит предмету. Контраст неповторимой мягкости и изысканной прорисовки люстр с четностью прямоугольной формы зала Все подчинено одной задаче. Форма, пластика, материал, цвет и свет, выявляя построение, тектонику, масштаб, развитие пространства во времени, участвуют в создании приподнятого тона архитектуры, торжественности и строгости. Попытка раскрыть художественное содержание интерьера зала, лишенного старых декоративных форм и по существу отрицающего их, входит в нашу задачу.

Нельзя не сказать о тектонических принципах построения, о несущей способности и относительной легкости элементов зала. Несущая конструкция скрыта за подшивным потолком и ограждающими стенами. В построении амфитеатра спускающегося в партер, заложена идея единения народа. Кремлевский Дворец Съездов Возникает единый героический масштаб человека, определяющий место, достойное его положения в обществе. Человек не чувствует себя потерянным в грандиозном пространстве зала, на него не давит тяжесть гигантских конструкций. Рассматривая архитектуру как обширный синтетический процесс и практически доказывая это всеми своими постройками, Аалто прокладывал реальный путь к созданию сложных, неожиданных, непредвиденных, но всесторонне обоснованных форм, в основе создания которых лежат большая свобода и гибкость. В связи с созданием веерного свободного плана возникает серьезная задача сочетания его с прямоугольной сеткой колонн и строгой геометрией здания в целом. Создание театрального здания обусловлено комплексом требований, оказывающих влияние на его интерьер и пространственное решение. Вспомним Драматический театр в Туле со смещенным с оси залом в связи с расположением его на пересечении улиц Вторая особенность развития современного драматического театра заключается в ограничении размеров зала. Она возникает в связи с желанием режиссера приблизить зрителей к актеру, установить между ними более тесные контакты. Театр на Таганке в Москве — театр своими сложившимися традициями новаторскими идеями, отношением к драматическому искусству и сценографии. Интерьеры театра, включая зрительный зал, решены в красном кирпиче и подчеркнуто лапидарном характере

Сложный план, нетрадиционное для театра пространство обусловлено градостроительной ситуацией и включением старого театра в композицию нового Первое фойе открывается во внутренний двор и образует вместе с этим двором прямоугольное пространство. Стеклянная стена поставлена по диагонали, образуя фойе и двор треугольной формы с обращенной в него лоджией Беленая кирпичная стена арьерсцены красный неоштукатуренный кирпич барьера балкона План дает представление о сложности  театрального организма Суровость интерьера, подлинность естественных материалов, изысканное сочетание разных фактур и цвета, конструктивная правда и скупость средств выражения очень точно перекликаются со сценографией Давида Боровского Продолжительная работа в читальном зале в изоляции от внешних возбуждений также утомительна. Только смена обстановки, обеспечив приток разнообразных раздражений извне, может быть отдыхом от напряженной умственной работы в замкнутом пространстве. План Национального театра в Лондоне, построенный по проекту Дениса Лесдана, дает отчетливое представление о сложности театрального организма. Места, поднимающиеся вверх крутым амфитеатром, удобные мягкие кресла и невысокие боковые ограждения, выполненные из естественного камня, выделяют собственно зал. Осуществление требований духовного порядка создает новое качество — переход от решения утилитарной функции к созданию художественного образа. Библиотечный корпус рассматривается ими как функциональный и композиционный центр института

Галерея второго этажа образует как бы касание двух разных сред — крытой улицы и собственно здания Нейтральный протяженный объем библиотеки в Ашхабаде, одна сторона которого образует фронт площади, стал градообразующим фактором. Единый уровень связывает внешнее пространство площади и здания, поставленного на платформу. Замкнутое пространство читального зала, ограниченное двумя глухими стенами, и раскрытие его во внутренние дворы решае двойную задачу – создается рабочая обстановка, изолирующая читателя от городского шума и внешних влияний Так, разными художественными средствами решается в интерьере библиотеки проблема психологического комфорта, проблема актуальная, преследующая интенсификацию умственной деятельности и снятие утомления Эта тенденция проявилась и в творчестве М. Грейвза Для него характерны применение традиционных форм и одновременно непривычная искаженность их, своеобразно понимаемая огрубленная монументальность. Размещение внутренних дворов на разных отметках по высоте позволило создать систему водоемов, где вода из верхнего темного водоема перетекает в грот, а затем в бассейн, расположенный в центре главного двора. Библиотека Идея монументалицации одноэтажного протяженного здания выявлена средствами огрубления и утяжеления элементов и деталей. Характерно чередование ярко освещенных пространств с относительным полумраком отдельных помещений, где естественный свет сочетается с искусственными подсветами, создавая эффектные контрасты. При этом тяготение к монументальности и местным традициям в духе классицизма можно отнести и к интерьеру